Модель профориентационной работы МБУ ДО Центр «Родник»

    Необходимость разработки модели по профориентационной деятельности объясняется:

— во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования;

— во-вторых, координацией деятельности работников образовательных учреждений по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий и перспективы размещения производительных сил на территории района;

—  в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями района  на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работой.

Анализ реализации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации в образовательных учреждениях позволили выявить ряд проблем:

-недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о способах образования, которыми их можно получить;

-обучающиеся недостаточно владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов;

-не простроена система тьюторства.

    В настоящее время полноценное вовлечение большинства детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь встречает значительные трудности. Это обусловлено ограничениями на получение равноценного профессионального образования и как следствие, снижением социально-экономической независимости, материальной и моральной привязанностью к государству, к обществу, к семье.

Профориентация через учебно-воспитательную познавательную деятельность осуществляется в урочное и внеурочное время, начиная с первого года обучения. Основные задачи на этом этапе: знакомство с миром профессий, диагностика возможностей и личных предпочтений в овладении допрофессиональными навыками с целью определения профиля трудового обучения в дальнейшем. Основными средствами для достижения задач являются воспитательные занятия, работа кружков, уроки. Воспитательные занятия по профориентации проводятся во внеурочное время.

С пятого класса продолжается работа по самоопределению профессиональной модели личности учащегося средствами воспитания и обучения, и расширяется профориентационная деятельность на уроках технологии — учащиеся знакомятся с профессиями по соответствующему профилю, востребованными на рынке труда в регионе.

С 7 по 9 класс к деятельности воспитателей, учителей-предметников и учителей технологии добавляются занятия социальных педагогов. Это этап, направленный на развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях. Формы работы: занятия, индивидуальные и групповые консультации, беседы, практическая деятельность.

Предполагаемый результат реализации модели профориентационной работы МБУ ДО Центр «Родниу» – это эффективный алгоритм поддержки профориентационных задач, обозначенных в планах развития Шиловского района, администрации образования Шиловский муниципальный район.

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи осознанного  выбора профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества,  формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.

Задачи:

1. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

2. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

3. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

4.        Разработать  механизмы содействия трудоустройству обучающихся и  выпускников ОУ.

5.        Сформировать единое  информационное  пространство  по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.

Нормативные документы

Организация и проведение профориентационной работы основывается на использовании нормативной правовой документации Российской Федерации.

Нормативно-правовой основой Программы по профориентации учащихся « Выбор» являются:

•  Конвенция о правах ребенка;

•  «Конституция РФ»;

•  Закон Российской Федерации «Об образовании»;

•  Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения ОС;

•  «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р,

•  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

•  Трудовой кодекс РФ;

•  Закон «О занятости населения в РФ»;

•  Концепция Модернизации российского образования.

Внедрение модели профориентационной работы базируется на следующих принципах.

При построении системы профориентации, являющейся комплексной проблемой, следует учесть основные аспекты.

На этапе планирования профориентационной работы необходимо определить уровни функционального Межведомственное взаимодействие с организациями Шиловского муниципального района и Рязанской области.

При реализации профориентационной модели мы опираемся на особенности профессиональных ожиданий учащихся различных образовательно-возрастных групп.

         Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

         В соответствии с задачами, реализация которых необходима для достижения программных целей, Программа представлена следующими блоками:

Информационно — методический:

  • формирование банка данных об учебных заведениях района, области, России  и условиях дальнейшего в них обучения ;
  • создание комплекса методических разработок, авторских программ и педагогических технологий для учителей, классных руководителей, психологов и профконсультантов по организации системы учебно — воспитательной работы, направленной на  профессиональное самоопределение учащихся.

Психолого — педагогический:

  • индивидуальная и групповая диагностика подростков и молодежи;
  • определение личностно — приемлемой профессиональной сферы, разработка программы дальнейшего самоопределения;
  • психологическая подготовка подростков и молодежи к возможным реальным ситуациям, возникающим при поступлении в учебные заведения, поиске и приеме на работу;
  • внедрение  активных форм обучения  по самоопределению учащихся (ролевые и деловые игры,  групповые творческие проекты, практикумы и т.д.).

Практической помощи:

  • организация встреч с представителями различных профессий;
  • посещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций;
  •  предоставление информации по различным специальностям,  о характере и условиях труда,  требованиях к профессионально важным качествам;
  • организация встреч со студентами, выпускниками, преподавателями учебных заведений;
  • посещение  «Дней открытых дверей»   учебных заведений Рязани и области;
  • участие в районных ярмарках вакантных мест;
  • содействие в трудоустройстве, организация временных трудовых бригад для школьников;
  • организация профессионального и допрофессионального обучения подростков и молодежи;

проведение праздников Труда.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап Возрастные особенности Формы профориентационной работы
Пропедевтический 1-4 классы Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность — учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.Методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение — встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) — показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок — сочинения на тему «Профессии моих родителей» — игра «Чей это инструмент?» — трудовые поручения — какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов 1. Кто работает в нашей школе?(экскурсия) 2. Как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) 3. Беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома 4. Экскурсии в школьные мастерские, библиотеку 5. Беседа: мое любимое занятие в свободное время
Поисково-зондирующий 5-8 классы Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН   Встречи с интересными людьми (профессионалами)ЭкскурсииРолевые игрыКонкурсыПрофориентационные практикумыПрактическая, трудовая, общественно-значимая работа   Темы классных часов Предприятия нашего района, поселка, региона (походы, экскурсии)Всякий труд надо уважатьТрудовые династии
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка — элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов — информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства — знакомство с правилами выбора профессии — формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией
Учащиеся 10-11 классов Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения Для юношей актуальна служба в армии Дискуссии «День допризывника», «Мой выбор»и.т.д. Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МБУ ДО ЦЕНТР «РОДНИК» ОРИЕНТИРОВА НА:

 Планирование и организация профориентационной работы в Шиловском районе.

 Роль социального педагога, психолога, учителей и родителей в подготовке учащегося к сознательному выбору профессии.

 Взаимодействие МБУ ДО Центр «Родник», образовательные учреждения, предприятия и центр занятости Шиловского района, СПО и ВУЗы Рязанской области

Модель по разработке системы профориентационной работы учащихся Шиловского района включает следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

Программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия Центра профдиагностики  и профориентации с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями. Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.

Основные формы и методы профориентационной работы:

— Профпропаганда включает в себя профессиональное просвещение и профессиональное воспитание, профессиографию и профдиагностику.

Профессиональное просвещение – сообщение учащимся знаний о профессиях, на основе которых формируется положительное отношение к различным видам труда  и устойчивые  профессиональные интересы, осознанное отношение к процессу выбора  профессии.

         Профдиагностика – процесс изучения личности, который проводится психологами, педагогами с целью определения профессиональной пригодности и формирования профессиональной направленности обучающегося.

В условиях школы эффективность профдиагностики во многом зависит от организации систематических наблюдений за школьниками в процессе учебной и внеклассной деятельности с точной фиксацией данных в специальных картах, характеристиках, дневниках, которые должны отразить существенные особенности личности школьника Наблюдения проводят классные руководители и учителя предметники, педагоги-психологи.

         Следующий элемент систем профориентационной работы – это профконсультация, совет, устная и письмена рекомендации в выборе профессии предпочтительного вида деятельности, учебного заведения, которые даются на основании результатов профессиональной диагностики. В условиях школы профдиагностика и профконсультация находятся в тесной взаимосвязи. Принято выделять следующие виды профконсультации: психолого-педагогическая и справочная.

                   Психолого-педагогическая профконсультация – совет учителя о видах труда, профессиях и специальностях наиболее соответствующих его морально-психологическим качествам, знаниям, способностям, склонностям.

         Справочная консультация  организуется для выпускников школ, в результате которой обучающиеся получают рекомендации о путях трудоустройства, профессионального образования.