Необходимость разработки модели по профориентационной деятельности объясняется:
— во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования;
— во-вторых, координацией деятельности работников образовательных учреждений по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий и перспективы размещения производительных сил на территории района;
— в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями района на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работой.
Анализ реализации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации в образовательных учреждениях позволили выявить ряд проблем:
-недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о способах образования, которыми их можно получить;
-обучающиеся недостаточно владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов;
-не простроена система тьюторства.
В настоящее время полноценное вовлечение большинства детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь встречает значительные трудности. Это обусловлено ограничениями на получение равноценного профессионального образования и как следствие, снижением социально-экономической независимости, материальной и моральной привязанностью к государству, к обществу, к семье.
Профориентация через учебно-воспитательную познавательную деятельность осуществляется в урочное и внеурочное время, начиная с первого года обучения. Основные задачи на этом этапе: знакомство с миром профессий, диагностика возможностей и личных предпочтений в овладении допрофессиональными навыками с целью определения профиля трудового обучения в дальнейшем. Основными средствами для достижения задач являются воспитательные занятия, работа кружков, уроки. Воспитательные занятия по профориентации проводятся во внеурочное время.
С пятого класса продолжается работа по самоопределению профессиональной модели личности учащегося средствами воспитания и обучения, и расширяется профориентационная деятельность на уроках технологии — учащиеся знакомятся с профессиями по соответствующему профилю, востребованными на рынке труда в регионе.
С 7 по 9 класс к деятельности воспитателей, учителей-предметников и учителей технологии добавляются занятия социальных педагогов. Это этап, направленный на развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях. Формы работы: занятия, индивидуальные и групповые консультации, беседы, практическая деятельность.
Предполагаемый результат реализации модели профориентационной работы МБУ ДО Центр «Родниу» – это эффективный алгоритм поддержки профориентационных задач, обозначенных в планах развития Шиловского района, администрации образования Шиловский муниципальный район.
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи осознанного выбора профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
2. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
3. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
4. Разработать механизмы содействия трудоустройству обучающихся и выпускников ОУ.
5. Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
Нормативные документы
Организация и проведение профориентационной работы основывается на использовании нормативной правовой документации Российской Федерации.
Нормативно-правовой основой Программы по профориентации учащихся « Выбор» являются:
• Конвенция о правах ребенка;
• «Конституция РФ»;
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения ОС;
• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р,
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
• Трудовой кодекс РФ;
• Закон «О занятости населения в РФ»;
• Концепция Модернизации российского образования.
Внедрение модели профориентационной работы базируется на следующих принципах.
![](http://shilovo-rodnik.ru/wp-content/uploads/2019/08/2019-08-29_16-54-39.png)
При построении системы профориентации, являющейся комплексной проблемой, следует учесть основные аспекты.
![](http://shilovo-rodnik.ru/wp-content/uploads/2019/08/2019-08-29_16-54-50.png)
На этапе планирования профориентационной работы необходимо определить уровни функционального Межведомственное взаимодействие с организациями Шиловского муниципального района и Рязанской области.
![](http://shilovo-rodnik.ru/wp-content/uploads/2019/08/2019-08-29_16-55-15.png)
При реализации профориентационной модели мы опираемся на особенности профессиональных ожиданий учащихся различных образовательно-возрастных групп.
![](http://shilovo-rodnik.ru/wp-content/uploads/2019/08/2019-08-29_16-55-53.png)
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
- Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
В соответствии с задачами, реализация которых необходима для достижения программных целей, Программа представлена следующими блоками:
Информационно — методический:
- формирование банка данных об учебных заведениях района, области, России и условиях дальнейшего в них обучения ;
- создание комплекса методических разработок, авторских программ и педагогических технологий для учителей, классных руководителей, психологов и профконсультантов по организации системы учебно — воспитательной работы, направленной на профессиональное самоопределение учащихся.
Психолого — педагогический:
- индивидуальная и групповая диагностика подростков и молодежи;
- определение личностно — приемлемой профессиональной сферы, разработка программы дальнейшего самоопределения;
- психологическая подготовка подростков и молодежи к возможным реальным ситуациям, возникающим при поступлении в учебные заведения, поиске и приеме на работу;
- внедрение активных форм обучения по самоопределению учащихся (ролевые и деловые игры, групповые творческие проекты, практикумы и т.д.).
Практической помощи:
- организация встреч с представителями различных профессий;
- посещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций;
- предоставление информации по различным специальностям, о характере и условиях труда, требованиях к профессионально важным качествам;
- организация встреч со студентами, выпускниками, преподавателями учебных заведений;
- посещение «Дней открытых дверей» учебных заведений Рязани и области;
- участие в районных ярмарках вакантных мест;
- содействие в трудоустройстве, организация временных трудовых бригад для школьников;
- организация профессионального и допрофессионального обучения подростков и молодежи;
проведение праздников Труда.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап | Возрастные особенности | Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы | Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность — учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. | Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.Методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение — встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) — показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок — сочинения на тему «Профессии моих родителей» — игра «Чей это инструмент?» — трудовые поручения — какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов 1. Кто работает в нашей школе?(экскурсия) 2. Как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) 3. Беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома 4. Экскурсии в школьные мастерские, библиотеку 5. Беседа: мое любимое занятие в свободное время |
Поисково-зондирующий 5-8 классы | Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН | Встречи с интересными людьми (профессионалами)ЭкскурсииРолевые игрыКонкурсыПрофориентационные практикумыПрактическая, трудовая, общественно-значимая работа Темы классных часов Предприятия нашего района, поселка, региона (походы, экскурсии)Всякий труд надо уважатьТрудовые династии |
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы | Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка | — элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов — информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства — знакомство с правилами выбора профессии — формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией |
Учащиеся 10-11 классов | Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения Для юношей актуальна служба в армии | Дискуссии «День допризывника», «Мой выбор»и.т.д. Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях) |
![](http://shilovo-rodnik.ru/wp-content/uploads/2019/08/2019-08-29_16-56-14.png)
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ МБУ ДО ЦЕНТР «РОДНИК» ОРИЕНТИРОВА НА:
Планирование и организация профориентационной работы в Шиловском районе.
Роль социального педагога, психолога, учителей и родителей в подготовке учащегося к сознательному выбору профессии.
Взаимодействие МБУ ДО Центр «Родник», образовательные учреждения, предприятия и центр занятости Шиловского района, СПО и ВУЗы Рязанской области
Модель по разработке системы профориентационной работы учащихся Шиловского района включает следующие направления деятельности:
- Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
Программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия Центра профдиагностики и профориентации с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями. Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.
Основные формы и методы профориентационной работы:
— Профпропаганда включает в себя профессиональное просвещение и профессиональное воспитание, профессиографию и профдиагностику.
Профессиональное просвещение – сообщение учащимся знаний о профессиях, на основе которых формируется положительное отношение к различным видам труда и устойчивые профессиональные интересы, осознанное отношение к процессу выбора профессии.
Профдиагностика – процесс изучения личности, который проводится психологами, педагогами с целью определения профессиональной пригодности и формирования профессиональной направленности обучающегося.
В условиях школы эффективность профдиагностики во многом зависит от организации систематических наблюдений за школьниками в процессе учебной и внеклассной деятельности с точной фиксацией данных в специальных картах, характеристиках, дневниках, которые должны отразить существенные особенности личности школьника Наблюдения проводят классные руководители и учителя предметники, педагоги-психологи.
Следующий элемент систем профориентационной работы – это профконсультация, совет, устная и письмена рекомендации в выборе профессии предпочтительного вида деятельности, учебного заведения, которые даются на основании результатов профессиональной диагностики. В условиях школы профдиагностика и профконсультация находятся в тесной взаимосвязи. Принято выделять следующие виды профконсультации: психолого-педагогическая и справочная.
Психолого-педагогическая профконсультация – совет учителя о видах труда, профессиях и специальностях наиболее соответствующих его морально-психологическим качествам, знаниям, способностям, склонностям.
Справочная консультация организуется для выпускников школ, в результате которой обучающиеся получают рекомендации о путях трудоустройства, профессионального образования.